Левон Акопян Феномен Шостаковича

Феномен Дмитрия Шостаковича — С Пб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2018. — 756 c

Творчество Шостаковича исследуется как целостный феномен, многими нитями связанный с самыми разнообразными явлениями культуры и искусства прошлого и настоящего и свидетельствующий об удивительной способности человеческого духа извлекать пользу даже из самых неблагоприятных обстоятельств. Все ключевые опусы Шостаковича, от экстравагантной ранней оперы «Нос» до серии пессимистических поздних «автоэпитафий», подробно анализируются с учетом широкого культурно-исторического контекста.

В рамках «феномена Шостаковича» прослеживаются разные эволюционные линии, выявляются сквозные композиционные идеи, стилистические константы, лейтмотивы. Суть «феномена Шостаковича» в самых общих чертах определяется как органическая неспособность воздерживаться от неоднозначности, внутренней противоречивости, осложнений, чреватых эмоциональным и психологическим дискомфортом; в качестве центральной метафизической темы его творчества выдвигается тема упадка мироздания и нарушения «правильного» порядка вещей.

Шесть первых глав посвящены систематическому рассмотрению наследия Шостаковича, тогда как седьмая глава трактует о таком существенном аспекте «феномена Шостаковича», как воздействие его творчества и личности на учеников и последователей. Текст проиллюстрирован многочисленными нотными примерами.


0.jpg


ВВЕДЕНИЕ
nos.jpg ГЛАВА 1
НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ МОДЕРНИЗМА: ДВАЦАТЫЕ ГОДЫ

От первых опытов к Первой симфонии и пьесам для октета. Первая соната и «Афоризмы». «Праздничные» симфонии. «Нос». «Японские» романсы».

2.jpg
ГЛАВА 2
ДО И ПОСЛЕ ТРИДЦАТЬ ШЕСТОГО

Балеты. «Леди Макбет Мценского уезда». После «Леди Макбет». «Сумбур вместо музыки» . Четвертая симфония. Интерлюдия. Шостакович и Прокофьев. Пятая симфония. После Пятой симфонии.

3.jpg ГЛАВА 3
ГОДЫ ВОЙНЫ

«Ленинградская симфония».«Игроки». «Британские» романсы и Вторая фортепианная соната Восьмая симфония. Камерные ансамбли 1944 года.

4.jpg

ГЛАВА 4
ДО И ПОСЛЕ СОРОК ВОСЬМОГО

Между концом войны и сорок восьмым: Девятая симфония. Третий квартет. Ждановщина. Скрипичный концерт «Из еврейской народной поэзии». Вынужденные компромиссы. Свободное творчество.

5.jpg

ГЛАВА 5

«ОТТЕПЕЛЬ»

Десятая симфония. «1905 год» и его спутники. Виолончельный концерт, два квартета, «Сатиры»
«1917 год». Тринадцатая симфония.

6.jpg

ГЛАВА 6

ЗАКАТ

После Тринадцатой симфонии. Симфония-«реквием». Кода.

7.jpg

ГЛАВА 7
ШКОЛА ШОСТАКОВИЧА

Свиридов. Уствольская. Вайнберг. Караев и Сарьян. Галынин. Борис Чайковский. Бунин. Тищенко.

8.jpg

ПОСЛЕСЛОВИЕ