Российский Фонд фундаментальных исследований Русская христианская гуманитарная академия
Главная / Новинки / И. А. Бродский: pro et contra, антология. Т. 2. Иосиф Бродский в мировой культуре

И. А. Бродский: pro et contra, антология. Т. 2. Иосиф Бродский в мировой культуре

И. А. Бродский: pro et contra, антология. Т. 2. Иосиф Бродский в мировой культуре / Сост. О. В. Богдановой, А. Г. Степанова. — СПб.: РХГА, 2023. — 972 с. — (Русский Путь). ISBN 978-5-907613-42-3

Антология «И. А. Бродский: pro et contra» представляет собой емкий и обширный свод научного материала, созданного на основе разноаспектного исследования поэтического творчества современного русского классика, лауреата Нобелевской премии 1987 г. Иосифа Бродского. В издание включены работы авторитетных отечественных и зарубежных литературоведов и критиков, философов и искусствоведов, написанные в разные годы.
Антология подразделяется на несколько разделов, каждый из которых отражает особые грани творческого таланта И. Бродского. В первом собраны отклики преимущественно современников Бродского, представляющие широкую палитру различных взглядов на творчество поэта. Второй и третий разделы соединили в себе вопросы философии и культуры, отраженные в творчестве поэта, в их аналитическом освещении через поэтику Бродского. Четвертый включает работы о языке Бродского, его стихопоэтике. Пятый посвящен проблемам интертекстуальности как форме литературного взаимодействия Бродского и его предшественников и современников.
Издание рассчитано как на специалистов-исследователей, так и на широкий круг читателей, интересующихся проблемами развития истории русской литературы ХХ в.

УДК 821.161.1
ББК 83.3(2Рос=Рус)


Серия «Русский Путь»
Серия основана в 1993 г.

Редакционная коллегия серии:
Д. К. Богатырёв (председатель), В. Е. Багно,
А. А. Ермичёв, К. Г. Исупов (ученый секретарь),
А. А. Корольков, М. А. Маслин,
Р. В. Светлов, В. Ф. Фёдоров

Ответственный редактор тома
Д. К. Богатырёв

Составители:
О. В. Богданова, А. Г. Степанов

Издано при финансовой поддержке
Министерства цифрового развития, связи
и массовых коммуникаций Российской Федерации

Фото на обложке и фронтисписе: Иосиф Бродский. Венеция (1993);
Париж (1988). Фотограф М. Мильчик

© Богданова О. В., составление, 2023
© Степанов А. Г., составление, 2023
© Русская христианская гуманитарная академия им. Ф. М. Достоевского, 2023
© «Русский Путь», название серии, 1993

СОДЕРЖАНИЕ

I
Яков ГОРДИН
Рыцарь и смерть . . . . 7
Лев ЛОСЕВ
Чеховский лиризм у Бродского . . . . 23
Валентина ПОЛУХИНА
Бродский о своих современниках . . . . 36
Андрей АРЬЕВ
Сцена у фонтана. На мотив стихотворения
Иосифа Бродского «Пьяцца Маттеи» . . . . 48
II
Андрей РАНЧИН
Саморепрезентация лирического «я»
в поэзии Иосифа Бродского . . . . 73
Анатолий КОРЧИНСКИЙ
Катахреза времени: об историческом воображаемом
Иосифа Бродского . . . . 86
Юрий ЛЕВИНГ
Музеи Иосифа Бродского . . . . 96
Денис АХАПКИН
«Теперь меня там нет…»:
идеальный город Иосифа Бродского . . . . 112
Ян ПРОБШТЕЙН
Бродский: «Река времен», или «Что остается от человека» . . . 127
Ольга БОГДАНОВА
Поэтический цикл И. Бродского
«Мексиканский дивертисмент» . . . . 148
Александр ДОЛИНИН
Воздушная могила: о некоторых подтекстах стихотворения
Иосифа Бродского «Осенний крик ястреба» . . . . 185
Павел СПИВАКОВСКИЙ
Образы пост-смерти в поэзии Иосифа Бродского . . . . 202
Ирина ПЛЕХАНОВА
Страсть и радость иронии Иосифа Бродского . . . . 212
Ольга БАРАШ
«Лучший вид на этот город…»:
Москва глазами Иосифа Бродского . . . . 227
Кирилл СИВКОВ
Мифопоэтическое и хронотоп венецианского текста
И. Бродского . . . . 245
III
Олег ЛЕКМАНОВ
Рождественская серия Иосифа Бродского:
четыре подступа к интерпретации . . . . 257
Денис АХАПКИН
«Источник света» Иосифа Бродского . . . . 274
Ольга БОГДАНОВА
«Реален только „Исаак и Авраам“» (И. Бродский) . . . . 302
Мария БУРАЯ
Феномен Рождества в мифопоэтике Иосифа Бродского:
стихотворение «25. ХII. 1993» . . . . 327
Илья СНЕГИРЕВ
«Волшебный фонарь Христовой Пасхи»: Распятие
и Страстная неделя в поэзии Иосифа Бродского . . . . 348
Людмила ЗУБОВА
Андрей РАНЧИН
Романс князя Мышкина из поэмы Иосифа Бродского
«Шествие»: семантика и литературный подтекст . . . . 361
Наталия МЕДВЕДЕВА
Метаморфозы мифа и лирического Я
в стихотворении И. Бродского «Вертумн» . . . . 371
Андрей РАНЧИН
Отчего в лампочке «ужас пола»? К интерпретации
стихотворения Иосифа Бродского «Я всегда твердил,
что судьба ― игра…» . . . . 389
Ольга БОГДАНОВА
Мелодии «Июльского интермеццо» И. Бродского . . . . 400
Аркадий ЧЕВТАЕВ
Стихотворение И. Бродского «Вид с холма»:
художественная символика и лирический нарратив . . . . 451
Сергей НИКОЛАЕВ
Об одном «непрограммном» стихотворении И. Бродского
в аспекте поэтического текстоцентризма
(«Она надевает чулки, и наступает осень…», 1994) . . . . 466
Лидия КОЛОБАЕВА
Цикл «Новые стансы к Августе» И. Бродского.
Ценностные начала . . . . 482
Ольга БОГДАНОВА
Большое стихотворение «Новые стансы к Августе»
И. Бродского. Гимн спасению . . . . 499
IV
Корнелия ИЧИН
«Запустение» Е. Баратынского в поэзии И. Бродского . . . . 517
Мария ГЕЛЬФОНД
Бродский как Баратынский: поэтика мифа и поэтика текста . . . 525
Татьяна РЫБАЛЬЧЕНКО
Образ Одиссея: классическая и постклассическая
интерпретация (К. Батюшков и И. Бродский) . . . . 540
Антон НЕСТЕРОВ
Джон Донн и формирование поэтики Бродского:
за пределами «Большой элегии» . . . . 553
Иван ЧЕКАЛОВ
«Большая элегия Джону Донну» Иосифа Бродского
и стихотворение И. С. Тургенева «Сон»: проблема сходства . . . 575
Григорий КРУЖКОВ
Сходство зазубрин:
«Строфы» Бродского и «Строки» Шелли . . . . 588
Вячеслав СУХАНОВ
Конец классического гуманизма: А. Чехов и И. Бродский . . . . 593
Миливое ЙОВАНОВИЧ
Пастернак и Бродский (к постанове проблемы) . . . . 610
Олег ФЕДОТОВ
Крымская сонетиана Бродского . . . . 627
Роман ТИМЕНЧИК
Из Именного указателя к «Записным книжкам» Ахматовой . . . 641
Сергей КОРМИЛОВ
Ахматова и ахматовское в стихах Иосифа Бродского
1962 года о смерти и вечности . . . . 672
Ирина ПЛЕХАНОВА
И. Бродский и О. Чухонцев: метафизика времени
vs метафизика пространства . . . . 692
Александр СТЕПАНОВ
Стихотворения О. Охапкина и И. Бродского конца 1960-х:
поэтика взаимодействий . . . . 720
Татьяна АВТУХОВИЧ
Мотив распоротого бока в стихотворениях Бродского
1964–1965 года . . . . 733
Александр СТЕПАНОВ
«Поэма осени» Р. Дарио в переводе Г. Шмакова
и «Пьяцца Маттеи» И. Бродского: проблема влияния . . . . 744
Людмила ЗУБОВА
V
Юрий ОРЛИЦКИЙ
Бродский и свободный стих . . . . 759
Сергей НИКОЛАЕВ
Русская идиоматика как элемент поэтического языка
Иосифа Бродского (стилистический аспект) . . . . 789
Андрей ОЛЕАР
Поэт Joseph Brodsky: роман с английским . . . . 803
Рафаэла БОЖИЧ
К вопросу о переводе поэзии — два перевода стихотворения
И. Бродского «Ниоткуда с любовью…» на хорватский язык . . . 823
Алена КУЗУБ
Англоязычное творчество И. Бродского
в рецепции носителей языка . . . . 830
Григорий КРУЖКОВ
«Измерять не число слогов, но время» . . . . 847
Федор ДВИНЯТИН
Еще о межъязыковых звукосмысловых соответствиях
в поэзии Бродского . . . . 855
Антон АЗАРЕНКОВ
«Красноречие» как конструктивный принцип поэтики
«больших стихотворений» Иосифа Бродского . . . . 872
VI
Александр ПРОНИН
Нарративные стратегии Р. Либерова в фильмах «Иосиф
Бродский. Разговор с небожителем» и «Написано Сергеем
Довлатовым» . . . . 883
Ирина ПЛЕХАНОВА
Психоаналитика И. Бродского:
от темперамента к психотипу . . . . 896
Людмила ЗУБОВА
Поэма Михаила Крепса «Царевна‑лягушка»,
пародия на Бродского . . . . 911
Сведения об авторах . . . . 934
Указатель имен . . . . 950

ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ !

Вы держите в руках очередную книгу серии «Русский Путь» — «И. А. Бродский: pro et contra. Т. 2.». Первый том, посвященный рецепции жизни и творчества поэта в русской культуре, увидел свет годом ранее.
В 2022 году РХГА праздновала 33-летие своей научно-педагогической и просветительской деятельности. Юбилей отметила и являющаяся важным достижением РХГА книжная серия «Русский Путь», число томов которой превысило полуторасотенный рубеж и приближается к двухсотенному.

«Русский Путь» открылся в 1994 году антологией о Н. Бердяеве. Плодом исследовательской и издательской работы перед читателями стали своего рода «малые энциклопедии» о философах, писателях, деятелях науки, искусства и церкви: М. Ломоносове, Н. Карамзине, П. Чаадаеве, А. Пушкине, М. Лермонтове, Ф. Тютчеве, Н. Гоголе, В. Белинском, М. Бакунине, А. Островском, А. Сухово-Кобылине, А. Герцене, М. Салтыкове-Щедрине, Н. Чернышевском, И. Тургеневе, Л. Толстом, К. Леонтьеве, В. Ключевском, Вл. Соловьеве, Н. Некрасове, Ф. Достоевском, Н. Лескове, А. Чехове, В. Розанове, П. Флоренском, В. Эрне, С. Булгакове, И. Ильине, Л. Шестове, М. Горьком, М. Зощенко, М. Булгакове, В. Набокове, Н. Заболоцком, А. Твардовском, Л. Гумилеве, Б. Пастернаке, А. Ахматовой, И. Бродском и др. В числе книг, посвященных деятелям искусства, отметим антологии о Л. Бетховене, М. Глинке, П. Чайковском, Д. Шостаковиче, С. Прокофьеве, С. Эйзенштейне, Е. Бауэре.
Целый ряд книг представляет российскую рефлексию идейного наследия зарубежных мыслителей — Платона, Августина, Данте, Боккаччо, Сервантеса, Макиавелли, Спинозы, Руссо, Вольтера, Дидро, Канта, Шеллинга, Гегеля, Маркса, Ницше, Бергсона, Витгенштейна, Хайдеггера, Рассела.
«Русский Путь» изначально задумывался как серия книг не только о мыслителях, но и демиургах отечественной культуры и истории. Увидели свет антологии о творцах российской политической истории и государственности, в частности, о царях династии Романовых — Алексее Михайловиче, Петре I, Екатерине II, Павле I, Александре I, Николае I, Александре II, Александре III и Николае II. Подготовлен том о последнем Рюриковиче Иоанне Грозном. К царскому ряду примыкают антологии о выдающихся государственных деятелях — М. Кутузове, К. Победоносцеве, П. Столыпине. Опубликованы сборники, посвященные лидерам стран антигитлеровской коалиции — И. Сталину, У. Черчиллю, Ф. Д. Рузвельту и Ш. де Голлю. К столетней годовщине Революции осуществлены издания антологий о ее демиургах — А. Керенском, В. Ленине и Л. Троцком. В 2018 году, к 100-летней годовщине начала Гражданской войны, вышли в свет книги о политически значимых лидерах Белого движения — А. И. Деникине, П. Н. Врангеле, А. В. Колчаке. Издания о Н. С. Хрущеве, Л. И. Брежневе и М. С. Горбачеве, дополняя тома, посвященные В. И. Ленину и И. В. Сталину, в своей совокупности создают панорамное видение советского периода отечественной истории.

Важным этапом развития «Русского Пути» является переход от персоналий к реалиям. Последние могут быть выражены различными терминами — универсалии культуры, мифологемы, формы общественного сознания, категории духовного опыта, типы религиозности. В последние годы работа в указанном направлении заметно оживилась. Осуществлена публикация книг, отражающих культурологическую рефлексию важнейших духовных традиций в истории человечества — иудаизма, христианства, ислама, буддизма. Опубликованы антологии, посвященные российской рецепции христианских конфессий — православия, католицизма, протестантизма. Проведена работа по осмыслению отечественной рефлексии ключевых идеологий Нового времени. Увидели свет пять антологий: «Либерализм: pro et contra», «Национализм: pro et contra», «Социализм: pro et contra», «Анархизм: pro et contra», «Консерватизм: pro et contra». Опубликованы четыре тома, отображающие оценку феномена русской классики. Первый том охватывает Золотой век, второй — Серебряный, третий — Железный. Четвертый дает представление об отношении к русской классике в мировой культуре. В этом же ряду книги, посвященные переосмыслению ключевых исторических событий начала XX века: «Революция 1917 года: pro et contra» и «Красное и белое: pro et contra», представляющая все разнообразие позиций русской эмиграции по Гражданской войне.
За четверть века модель изданий трансформировалась от антологии, включающей классические тексты, к смежному жанру антологии/коллективной монографии, которая содержит тексты современных исследователей, подобранные в стилистике pro et сontra, в том числе написанные специально под проект. Это обусловлено повышением уровня современных дискурсов, действующие исследователи вступают в полемику с классиками зачастую на равных. Обозначенные направления работы обычно дополняются созданием расширенных (электронных) версий антологий. Поэтапное структурирование таких информационных ресурсов может привести к формированию гипертекстовой мультимедийной системы «Энциклопедия самосознания русской культуры». Увеличение в составе серии доли книг, посвященных феноменам культуры, способствует достижению этой цели. Очерченная перспектива развития проекта является долгосрочной и требует значительных интеллектуальных усилий и ресурсов. РХГА приглашает к сотрудничеству ученых, полагающих, что данный проект несет в себе как научно-образовательную ценность, так и духовный смысл.

Научное издание

И. А. БРОДСКИЙ: PRO ET CONTRA

Антология
Т. 2

Составители:
Ольга Владимировна Богданова,
Александр Геннадьевич Степанов

Директор издательства А. А. Галат
Редактор И. А. Земзаре
Корректор М. С. Колупаева
Верстка Е. В. Владимировой
Художник О. Д. Курта

Подписано в печать 31.05.2023. Формат 60×90 1/16
Бум. офсетная. Печать офсетная.
Усл. печ. л. 60,9. Заказ № 3677

191011, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 15
Издательство Русской христианской гуманитарной академии
им. Ф. М. Достоевского
Тел.: (812) 310-79-29; +7(981) 699-65-95;
E-mail: books@rhgа.ru. URL: http://irhga.ru

Отпечатано в типографии «Контраст»
192171 Санкт-Петербург, Железнодорожный пр., д. 20