И. А. Бродский: pro et contra,Т.1.
Антология «И. А. Бродский: pro et contra» представляет собой емкий и обширный свод научного материала, созданного на основе разноаспектного исследования поэтического творчества современного русского классика, лауреата Нобелевской премии 1987 г. Иосифа Бродского. В издание включены работы авторитетных отечественных и зарубежных литературоведов и критиков, философов и искусствоведов, написанные в разные годы. Антология подразделяется на несколько разделов, каждый из которых отражает особые грани творческого таланта И. Бродского. В первом собраны публичные отклики преимущественно современников Бродского, не только его друзей, но и оппонентов, представляющие широкую палитру противоречивых взглядов на творчество поэта. Второй и третий разделы соединили в себе вопросы философии и культуры, отраженные в творчестве поэта, в их аналитическом освещении через поэтику Бродского. Четвертый включил в себя работы о языке Бродского, его стихопоэтике. Пятый посвящен проблемам интертекстуальности как форме литературного взаимодействия Бродского и его предшественников и современников.
Издание рассчитано как на специалистов-исследователей, так и на широкий круг читателей, интересующихся проблемами развития истории русской литературы ХХ в.
УДК 821.161.1
ББК 83.3(2Рос=Рус)
И11
Серия «Русский Путь»
Серия основана в 1993 г.
Редакционная коллегия серии:
Д. К. Богатырёв (председатель), В. Е. Багно,
А. А. Ермичёв, К. Г. Исупов (ученый секретарь),
А. А. Корольков, М. А. Маслин,
Р. В. Светлов, В. Ф. Фёдоров
Ответственный редактор тома
Д. К. Богатырёв
Составители:
О. В. Богданова, А. Г. Степанов
Исследование выполнено за счет гранта Российского
научного фонда № 22-28-01671, https://rscf.ru/project/22-28-01671/;
Русская христианская гуманитарная академия
В оформлении обложки и фронтисписа использованы фотографии
И. А. Бродского, предоставленные Музеем Анны Ахматовой
в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург
© Богданова О. В., составление, 2022
© Степанов А. Г., составление, предисловие, 2022
© Русская христианская гуманитарная академия, 2022
© «Русский Путь», название серии, 1993
ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!
Вы держите в руках очередную книгу в серии «Русский Путь», представляющую российскую рецепцию личности и творчества русского поэта Иосифа Александровича Бродского (1940–1996).
В 2019 году РХГА праздновала 30-летие своей научно-педагогической и просветительской деятельности. Серебряный юбилей отметила и серия «Русский Путь», являющаяся важным достижением РХГА. Число томов серии к 2022 году превысило полуторасотенный рубеж. «Русский Путь» открылся в 1994 году антологией о Н. Бердяеве. В результате четвертьвековой исследовательской и издательской работы перед читателями предстали своего рода «малые энциклопедии» о М. Ломоносове, Н. Карамзине, П. Чаадаеве, А. Пушкине, М. Лермонтове, Ф. Тютчеве, Н. Гоголе, В. Белинском, М. Бакунине, А. Сухово-Кобылине, А. Герцене, М. Салтыкове-Щедрине, Н. Чернышевском, И. Тургеневе, Л. Толстом, К. Леонтьеве, В. Ключевском, Вл. Соловьеве, В. Розанове, Н. Лескове, А. Чехове, П. Флоренском, В. Эрне, С. Булгакове, И. Ильине, М. Зощенко, М. Булгакове, В. Набокове, Н. Заболоцком, Д. Шостаковиче, А. Твардовском, Л. Гумилеве, Л. Шестове, В. Хлебникове, Б. Пастернаке, А. Ахматовой, М. Горьком и других. Готовятся книги о Н. Некрасове, Ф. Достоевском. В числе книг, посвященных деятелям искусства, — антологии о П. Чайковском, Д. Шостаковиче, С. Эйзенштейне, Е. Бауэре, Л. Бетховене, М. Глинке, С. Прокофьеве.
Целый ряд книг представляет российскую рефлексию идейного наследия зарубежных мыслителей — Сократа, Платона, Августина, Данте, Боккаччо, Сервантеса, Макиавелли, Спинозы, Руссо, Вольтера, Дидро, Канта, Шеллинга, Ницше, Бергсона, Витгенштейна, Хайдеггера, Гегеля, Маркса. В планах издание книг о Фрейде, Расселе.
«Русский Путь» изначально задумывался как серия книг не только о мыслителях, но и демиургах отечественной культуры и истории. Увидели свет антологии о творцах российской политической истории и государственности, царях — Алексее Михайловиче, Петре I, Екатерине II, Павле I, Александре I, Николае I, Александре II, Александре III и Николае II. Готовятся книги о Петре III и царевне Софье. К ним примыкают антологии о выдающихся государственных деятелях — М. Кутузове, К. Победоносцеве, П. Столыпине. Опубликованы сборники, посвященные лидерам стран антигитлеровской коалиции — И. Сталину, У. Черчиллю, Ф. Д. Рузвельту и Ш. де Голлю. К столетней годовщине Революции осуществлены издания антологий о ее демиургах — А. Керенском, Л. Троцком и В. Ленине. В 2018 году, к 100-летней годовщине начала Гражданской войны, вышли в свет книги о политически значимых лидерах Белого движения — А. И. Деникине, П. Н. Врангеле, А. В. Колчаке. Важным этапом развития «Русского Пути» является переход от персоналий к реалиям. Последние могут быть выражены различными терминами — универсалии культуры, мифологемы, формы общественного сознания, категории духовного опыта, типы религиозности. В последние годы работа в указанном направлении заметно оживилась. Осуществлена публикация книг, отражающих культурологическую рефлексию важнейших духовных традиций в истории человечества — иудаизма, христианства, ислама, буддизма. Опубликованы антологии, посвященные российской рецепции христианских конфессий — православия, католицизма, протестантизма. Проведена работа по осмыслению отечественной рефлексии ключевых идеологий Нового времени. Увидели свет пять антологий: «Либерализм: pro et contra», «Национализм: pro et contra», «Социализм: pro et contra», «Анархизм: pro et contra», «Консерватизм: pro et contra». Опубликованы четыре тома, отображающие оценку феномена русской классики. Первый том охватывает Золотой век, второй — Серебряный, третий — Железный. Четвертый дает представление об отношении к русской классике в мировой культуре. В этом же ряду книги, посвященные переосмыслению ключевых исторических событий начала XX века: «Революция 1917 года: pro et contra» и «Красное и белое: pro et contra», представляющая все разнообразие позиций русской эмиграции по Гражданской войне.
За четверть века модель изданий трансформировалась от антологии, включающей классические тексты, к смежному жанру антологии/коллективной монографии, которая содержит тексты современных исследователей, подобранные в стилистике «pro et сontra». Это обусловлено повышением уровня современных дискурсов, действующие исследователи вступают в полемику с классиками зачастую на равных. Обозначенные направления работы обычно дополняются созданием расширенных (электронных) версий антологий. Поэтапное структурирование таких информационных ресурсов может привести к формированию гипертекстовой мультимедийной системы «Энциклопедия самосознания русской культуры». Увеличение в составе серии доли книг, посвященных феноменам культуры, способствует достижению этой цели. Очерченная перспектива развития проекта является долгосрочной и требует значительных интеллектуальных усилий и ресурсов. Поэтому РХГА приглашает к сотрудничеству ученых, полагающих, что данный проект несет в себе как научно-образовательную ценность, так и духовный смысл.
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
От издателя . . . . 5
Предисловие (А. Г. Степанов) . . . . 7
I
Яков Гордин
Вверх по течению в сторону рая . . . . 13
Лев Лосев
Реальность зазеркалья: Венеция Иосифа Бродского . . . . 26
Александр Солженицын
Иосиф Бродский — избранные стихи .
Из «Литературной коллекции» . . . . 39
Игорь Ефимов
Солженицын читает Бродского. . . . . 60
Наум Коржавин
Генезис «стиля опережающей гениальности»,
или Миф о великом Бродском. . . . . 69
Валентина Полухина
Тайна «Похорон Бобо» . . . . 100
Эдуард Лимонов
Поэт-бухгалтер (Несколько ядовитых наблюдений
по поводу феномена И. А. Бродского) . . . . 109
Юрий Колкер
О Иосифе Бродском (несколько наблюдений) . . . . 112
Николай Славянский
Из страны рабства — в пустыню.
О поэзии Иосифа Бродского . . . . 152
Джеральд Смит
Иосиф Бродский: взгляд иностранного современника . . . . 165
Елена Петрушанская
Джаз и джазовая поэтика у Бродского. . . . . 176
Томас Венцлова
Путешествие из Петербурга в Стамбул . . . . 194
Йенс Херльт
«В ожидании варваров»: Бродский и границы эстетики . . . . 208
II
Александр Белый
«Плохая физика» Иосифа Бродского. . . . . 227
Ирина Плеханова
Антропный принцип мышления:
«мизантропная» версия в поэзии Бродского . . . . 251
Олег Лекманов
«Рождественская звезда»: текст и подтекст. . . . . 270
Николай Богомолов
О двух «рождественских стихотворениях» Бродского . . . . 275
Константин Поливанов
«…Негатив Вифлеемской звезды…» К возможной
интерпретации одного стихотворения Иосифа Бродского . . . . 284
Мария Бурая
Стихотворение «Presepio»
в контексте рождественского цикла И. Бродского. . . . . 287
Кейс Верхейл
Образ Христа у Иосифа Бродского . . . . 311
Игорь Ефимов
Крысолов из Петербурга.
Христианская культура в поэзии Бродского <Фрагмент> . . . . 330
Ирина Романова
«Я попытаюсь вас увлечь игрой»: взаимодействие
коммуникативных моделей в поэме-мистерии
И. Бродского «Шествие». . . . . 338
Ольга Богданова
«Величие замысла» в поэме И. Бродского «Шествие» . . . . 352
Олег Горелов
Роль Петербургского текста
в художественной концепции Бродского . . . . 381
III
Алексей Аствацатуров
Кантовское и гётевское в поэзии Иосифа Бродского
(стихотворение «Пьяцца Маттеи»). . . . . 387
Вячеслав Суханов
Лирический герой как граница мира
в поэзии И. Бродского 1960-х годов
(«Я обнял эти плечи и взглянул…») . . . . 396
Ольга Бараш
Вокруг «Представления»:
как комментировать «энциклопедию советской жизни» . . . . 406
Сергей Шаргородский
Игры в саду (об одном стихотворении Бродского) . . . . 423
Карл Проффер
Остановка в сумасшедшем доме:
поэма Бродского «Горбунов и Горчаков» . . . . 437
Ольга Богданова
«Она лучше, чем Беккет»
(о поэме И. Бродского «Горбунов и Горчаков») . . . . 445
Михаил Лотман
«На смерть Жукова» (1974) . . . . 493
Роман Тименчик
«1867» (1975). . . . . 504
Дэвид Бетеа
Треска и ястреб: 1975 год Иосифа Бродского
как точка невозврата. . . . . 512
Денис Ахапкин
Перечитывая «Декабрь во Флоренции». . . . . 527
Барри Шерр
«Эклога 4-я (зимняя)» (1977),
«Эклога 5-я (летняя)» (1981) . . . . 555
Андрей Ранчин
«Развивая Платона»:
философская традиция Бродского . . . . 566
Корнелия Ичин
Бродский и Овидий . . . . 595
Аркадий Чевтаев
Нарратив как реализация концепции времени
в поздней лирике И. Бродского . . . . 626
IV
Людмила Зубова
Форма суть в поэтическом языке Иосифа Бродского . . . . 643
Мария Рубинс
«Песнь есть форма лингвистического неповиновения»
(о некоторых случаях ненормативного словоупотребления
в поэзии Бродского). . . . . 655
Светлана Матяш
«Затяжные» переносы в поэзии М. Цветаевой и И. Бродского. . 671
Николай Славянский
Твердая вещь. Борьба за стиль . . . . 679
Олег Федотов
Если река Гераклита — Нева
(из наблюдений над стихопоэтикой Бродского). . . . . 688
Антон Азаренков
Фоника «верлибров» Бродского . . . . 705
Леонид Перловский
Эссе Иосифа Бродского «Поэт и проза»
с точки зрения науки о мышлении. . . . . 721
V
Юрий Левинг
Иосиф Бродский и живопись. Пять этюдов . . . . 731
Григорий Кружков
«Подсвечник» И. Бродского
и кое-что об «Исааке и Аврааме» . . . . 748
Татьяна Автухович
Экфрасисы И. Бродского
как метафорическая метафизика любви . . . . 758
Андрей Степанов
Бродский о Чехове:
отвращение, соревнование, сходство . . . . 774
Александр Степанов
«Пауку» Р. Саути и «Муха» И. Бродского: о механизмах
творческой памяти . . . . 787
Юрий Карабчиевский
Воскресение Маяковского. . . . . 803
Анна Маймескулов
Цикл Иосифа Бродского «С февраля по апрель»:
пастернаковский интертекст . . . . 808
Эльжбета Тышковска-Каспшак
Миф Иосифа Бродского в мифе Сергея Довлатова . . . . 819
Лиля Панн
Трагедия в двух жанрах —
Венедикт Ерофеев и Иосиф Бродский.
К 80-летию Венедикта Ерофеева . . . . 835
Сведения об авторах . . . . 845
Указатель имен . . . . 860